Из опыта работы
|
Курдюкова Елена Витальевна, учитель физики МБОУ «Чарышская СОШ»,
высшая категория, стаж работы 16 лет,
МО Чарышский район Алтайского края.
|
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
«Нельзя чему- то научить человека, можно только
помочь ему сделать для себя это открытие »
Галилео Галилей
Физика – наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты. Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной, полезной и осознать, что «физика – это не страшно, физика – это интересно».
Проводить исследования со школьниками я начала с самых первых шагов своей педагогической деятельности. Исследовать физические явления, создавать устройства своими руками – это занятие обязательно найдет свой круг единомышленников в школьной детской среде. Изначально, созданные проекты учащимися презентовались только в школе при проведении школьных научных конференций. Спустя определенное время, развиваясь в этом направлении, свои научные работы ребята стали представлять на конкурсах различного уровня.
Исследовательская деятельность учащихся многогранна и я ее организую на любом этапе обучения физике:
- при изучении физической теории;
- при решении задач;
- при проведении демонстрационного эксперимента;
- при выполнении лабораторных работ (в том числе домашних);
- во внеурочной исследовательской деятельности.
Занимаясь исследованиями на уроках, некоторые ребята осознают необходимость продолжения исследования самостоятельно по интересующим их темам. Таких ребят я обучаю навыкам исследовательской деятельности во внеурочное время.
Во-первых, нужно заинтересовать ребенка. Если человек чем-то заинтересовался, то он начнёт искать различные способы, чтобы решить проблему, что вовлечет его в исследовательскую работу. Например, создание проблемных ситуаций на уроках способствуют в дальнейшем продолжению изучения какой-либо темы во внеурочное время. Использование современных цифровых лабораторий или роботизированных технологий, которыми оснащены школы по федеральным проектам – эти все новшества вовлекают ребят в научную деятельность по предметам естественно-научного цикла.
Во-вторых, для успешной исследовательской деятельности важно научить учащихся выбирать тему исследования. И здесь главное, оценить способности и желания школьника, а также актуальность исследовательской работы. Немаловажно, обратить внимание на практическую значимость научного проекта. При всем обилии различных тематик научных работ, акцентирую внимания на те, которые связанны с измерением физических величин и установлением зависимости между величинами.
Преимущество сельских школ – это близость жителей села к природе, возможность наблюдать большое количество природных явлений. Моя работа внеурочной деятельности направленна на исследование явлений окружающей среды с использованием цифровых лабораторий и программирования устройств на плате Arduino, Это развивает междисциплинарные связи таких предметов как физика, биология, экология. Изучение темы с разных сторон способствует глубокому познанию исследуемых явлений, стимулирует школьников к поиску нестандартных решений и помогает применять полученные знания в новых контекстах.
Интерес – явление краткосрочное. Чтобы желание к исследованию не угасло, самое главное для учителя - найти такой подход к ребенку, чтобы интерес перерос в самозаинтересованность. Это процесс индивидуальный для каждого ученика, учитывая его возрастные особенности. Также, изначально с юными исследователями ставим перед собой небольшой ряд задач, решив которые и получив результат, школьники мотивируются на развитие проекта в дальнейшем.
Например, Дубинина Ксения и Стрельцова Ксения, учащиеся 7 класса, используя автоматизированную установку освещения, исследовали выращивание рассады дыни под действием принудительного и естественного освещения, защитив свой проект на краевом конкурсе исследовательских проектов школьников по роботизированному исследованию окружающей среды «ЭкоБоты: Исследователи века технологий», получив дипломы финалистов конкурса и ценные рекомендации экспертного совета по усовершенствованию своего проекта, вдохновились и в этом году продолжают свою работу.
Помимо исследований окружающей среды, некоторые проекты, которые выполняют школьники по физике, направлены на моделирование физических процессов. В 2023 году Черских Ульяна и Моор Екатерина изготовили учебную модель «Параллельное и последовательное соединение. Фонтан Герона». Данная работа применяется мной на уроках при проведении учебных занятий. Школьницы успешно защитили свой проект на открытой научно-практической конференции «Наука и практика: от идей до внедрения» обучающихся образовательных организаций в рамках Х региональной молодежной конференции «Мой выбор – наука!», АГУ 2023г., получив диплом III степени.
Проекты, которым школьники посвящают не один год, вырастают в полноценные научные работы, которые получают высокую оценку экспертного совета на различных уровнях.
Горбатовских Ярослава привлекла проблема пчеловодства нашего района. Цель его проекта изначально была направлена на создание устройства, которое бы позволяло измерять физические параметры улья. Была собрана автоматизированная установка по исследованию влияния экологических факторов на жизнедеятельность пчел. Результаты работы в 2022 г. были представлены на региональном конкурсе «ЭкоБоты: Исследователи века технологий», проводимого на базе центра цифрового образования детей IT-куб г. Баранула, где получили высокую оценку экспертного совета. Также Ярослав с данной работой стал лауреатом II степени открытого краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая», 2024г. Это мотивировало школьника на модернизацию прибора. В результате проведенной работы было создано устройство сбора, передачи и анализа данных в автономном режиме с контрольного улья.
Проект был представлен на выставке федерально-окружных соревнований молодых исследователей программы «Шаг в будущее» по Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам РФ. По результатам соревнований присуждён диплом победителя 1 степени. Доработав свою установку, Ярослав разработал приложение, которое позволило визуализировать информацию на смартфон и компьютер пасечника в режиме реального времени, и успешно представил свою работу на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее 2025», где завоевал заслуженную награду – диплом победителя 1 степени.
Для себя сделала вывод: привлекать ребят к исследовательской деятельности нужно с младших классов.
Если исследователь младший школьник, то работу можно отложить на некоторый период и через определенное время вновь предложить ребенку ее продолжить. Так, выполняя проект с учащимся 4 класса по созданию образовательной игры на тему «Природная аптека Чарышского района под ногами человека», создали полноценный гербарий лечебных растений. Наблюдая за тем, что интерес к работе у ребенка угас, исследование отложили и через год, учащийся сам решил для себя продолжить свою научную деятельность в этом направлении. Такие проекты я называю долгосрочными, которые к старшим классам перерастут в полноценное научное исследование.
Немаловажную роль играет подготовка и защита исследования. Важно настроить ученика четко и уверенно отвечать на вопросы, которые возникают у экспертов. В данном случае, наставнику необходимо заранее продумать несколько вопросов и обсудить их с учеником. Такая работа будет успешной при условии, что учащийся полностью разобрался с теорией исследуемой темой, средствами и результатами проводимого эксперимента.
Исследовательская работа – это кропотливый труд не только ученика, но и учителя. Содействие родителей тоже очень важно, оно помогает поддержать желание ребенка заниматься исследованием и помочь ему раскрыть свой талант.