Светлану Михайловну Протасову знают, кажется, все в районе и не знает практически никто. Перечислять все ее многочисленные трудовые награды разных уровней не будем, но выделим Медаль Алтайского края «За заслуги в труде» и Почетная Грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Свой рассказ о себе она начинает с того, как в 1978 году она закончила Горно-Алтайский государственный педагогический институт, естественно-географический факультет. Не случайно с этого! Только потом в конце рассказа она вспомнит, что начала не с рождения. До поступления она один год проработала учителем начальных классов Каначакской начальной школы в ее родном селе. Ее учениками были ребята 2 класса. О этом времени она вспоминает так:
«Здесь-то я и получила первые представления о работе учителя, работала под руководством своей сестры (она в это время уже закончила педучилище и работала заведующей начальной школы). Пять лет шла учеба в институте – благословенная студенческая пора: друзья, походы, экспедиции, самодеятельность, общественная и научная деятельность … И еще много чего интересного.
После института по распределению попала в Чарышский район и направили меня в Тулатинскую школу, в этот год нас, молодых учителей, в Тулату приехало 5 человек. Жили весело, много работали, учились у корифеев педагогической науки, ходили в походы с ребятами, были наполнены энтузиазмом и стремлением сделать в жизни что-то полезное, выступали заводилами всех мероприятий в школе и на селе, казалось, что центром жизни была школа c абсолютной уверенностью, что профессия учителя самая «главная на Земле». Проработала я в этой школе два года, но на всю оставшуюся жизнь сохранила хорошие воспоминания, теплоту отношений, строгие наставления и мудрые советы старших учителей в профессии и по жизни. Я очень благодарна Марии Ивановне Плотниковой, Галине Николаевне Гусевой, Владимиру Михайловичу Литвинову, Капитону Семеновичу и Екатерине Сергеевне Ямщиковым, Валентине Кузьминечне Стрельцовой и многим другим.
Главным событием 1980 года было безумное решение перейти работать в Чарышский районный комитет комсомола (ВЛКСМ). Была избрана секретарем по школам, и пять лет проработала в этой круговерти: увлекательно, интересно, насыщенно - и, самое главное, не была оторвана от школы. Работа предполагала постоянное взаимодействие с учениками, педагогами всего района. Есть такое выражение «богатая комсомольская юность», так вот, это про меня! Это время стало временем становления, познания себя и мира, профессионального роста, приобретения верных друзей.
А дальше, почти пять лет на должности секретаря райкома профсоюза работников сельского хозяйства, инструктора райкома КПСС. Работа эта не моя, и даже возникало ощущение потери себя. Какое-то бесполезное время, не оставившее в душе светлых воспоминаний…
В августе 1990 года пришла в Чарышскую школу, где и работаю до сих пор учителем биологии. Школа за эти годы стала родной, неотъемлемой частью моей жизни, а работа в ней – любимой. За это время успела еще закончить Московский институт психологии по специальности «Практическая психология» и поработать в нашей же школе психологом. Всегда болит душа за школу, горжусь её достижениями, переживаю за промахи, уважаю и ценю коллег.
И общественная работа занимает много времени – уже 10 лет руковожу районной организацией Профсоюза работников образования, являюсь секретарем Алтайского краевого комитета по Алейскому округу.
Да, а родилась я в селе Каначак Турочакского района Республики Алтай. Село это зажиточное, красивое, окруженное настоящей тайгой. Стоит оно на берегу реки Бия, реке моего детства и юности. Здесь же и закончила Озеро-Куреевскую среднюю школу. Хоть и прожила в Чарышском районе 44 года, сроднилась с ним, но свою Родину обожаю, скучаю и бываю там каждый год. Там мои односельчане, мои одноклассники и друзья на всю жизнь».
Светлана Михайловна не рассказала о том, что очень многое сделала для педагогической системы района, что долгие годы была защитницей интересов учителей Чарышской школы. Именно она готова была выцарапать глаза их обидчику, но сделать это так грамотно, что брала гордость за нее. Что она воспитала не одно поколение достойных людей. Это, безусловно, талант! Талант служить людям. И нам повезло с нею.